Многие автомобилисты задаются вопросом, что же все таки установить в свой автомобиль: метановое ообрудование или пропановое. Для выяснения что подойдет для Вас, нужно разобраться в плюсах и минусах того и другого.
Сравнение видов газа
Не смотря на то какое оборудование вы выберете, вам в любом случае нужно будет заправляться бензином! Бензин необходим для холодного времени года, газ подключается только при температуре не ниже 40 градусов.
Между газами существует очень большая разница:
Метан — экологически чистый природный газ, добывается из недр земли. Транспортные средства оснащенные метановым оборудованием обозначаются CNG.
- Сжатый газ — более безопасный, в случае утечки, растворяется в воздухе;
- Стоимость метана дешевле;
- Расход метана меньше чем пропана;
- Возможность установить оборудование на автомобиль с дизельным двигателем;
- Баллоны более прочные.
Пропан Бутан — смесь двух газов, добываемые на нефтянных месторождениях. Автомобили и другие транспортные средства маркируются LPG.
- Динамика лучше на пропане;
- Более дешевое оборудование;
- Более компактные и лёгкие баллоны для газа;
- Гораздо более развитая сеть АЗС.
Расход топлива при смешанном цикле на 100 км
Lada Vesta | UAZ Patriot | |
Бензин | 6,9 л | 13,4 л |
Пропан-Бутан | 7,8 л | 15,1 л |
Метан | 6,2 м3 | 12,2 м3 |
Окупаемость
Прежде всего следует отметить, что метановых заправок в России гораздо меньше, чем пропановых. Средний расход метана в кубометрах на 5-10% меньше, чем расход бензина в литрах. Так, если машина, в среднем, расходует 11 л бензина на 100 км, то затраты метана получатся 10-11 кубометров на 100 км.
При этом баллон объёмом 100 л вмещает 22-23 кубических метров сжатого метана. Следовательно, запас хода составит лишь 200-230 километров. И здесь речь о 100-литровом баллоне, а это большой размер. Учитывая небольшое количество метановых заправок, запас хода на метане представляет собой серьёзную проблему.
Стоимость метана сегодня: 19.50 рублей/куб;
по сравнению с бензином экономия в 3 раза;
по сравнению с пропан-бутаном в 2 раза.
Установка метанового оборудования обойдется примерно в 60-70 тысяч рублей. С учетом затрат на газ при пробегах 20000 в год, оборудование окупится в течение 7-8 месяцев.
Установка пропанового оборудования стоит значительно дешевле, стоимость установки составляет 30000 рублей, но в связи с тем что пропан-бутан стоит дороже и расход данного газа выше чем бензина и метана, оборудование также окупится в течение 7-8 месяцев.
Состав газового оборудования 4 поколения
1 — фильтр паровой фазы;
2 — датчик абсолютного давления;
3 — электронный блок управления;
4 — жгут проводов системы управления;
5 — переключатель режимов «газ/бензин»;
6 — мультиклапан;
7 — тороидальный баллон;
8 — заправочный клапан;
9 — редуктор;
10 — газовые форсунки.
Мифы про ГАЗ и газовое оборудование
В такой баллон влезет примерно 50 литров газа, так как в баллоне установлен мультиклапан, препятствующий наполнению больше чем на 85%. Это сделано специально для безопасности — чтобы балон не разорвало изнутри из-за температурных изменений.
Газ чуть лучше бензина относится к поршневой группе мотора и чуть агрессивнее к выпускным клапанам. Горит газ медленнее, догорание происходит при открытых клапанах, которые больше нагреваются.
Но также стоит отметить, что газ чище бензина, так как в нем не содержится сера, которая является основным катализатором образования нагара.
Установить ГБО можно на любой автомобиль, но в некоторых случаях стоит задуматься о целесообразности: например нет смысла устанавливать дорогостоящее оборудование на малолитражные автомобили, так как расход у таких автомобилей маленький и места для установки баллона как правило нет.
Также не стоит устанавливать ГБО и на новые автомобили, так как можно лишиться гарантии на авто.
Дизельные автомобили также лучше не трогать. Для самовоспламенения газовой смеси требуется запальная доза дизтоплива — такие системы сложны и дороги. Не стоит переходить на газ, если часто используете весь полезный объём салона и багажника — оборудование съест много места, а также сократит возможности трансформации салона.
Техническое обслуживание ГБО
Можно выделить ежедневное обслуживание, а так же первое и второе техническое обслуживание, которое необходимо проводить на специализированных станциях.
Ежедневное техническое обслуживание включает в себя внешний осмотр оборудования с целью определения его состояния, надежности креплений деталей и узлов аппаратуры, а так же герметичности соединений всей системы. Кроме того, необходимо осуществить проверку работы двигателя на газу, на холостом хода, а так де при разной частоте вращения коленчатого вала. Все эти процедуры нужно совершать до выезда из гаража. После поездки вновь проверить герметичность газовой аппаратуры, очистить ее от пыли и грязи. Помимо этого понадобится слить образовавшийся конденсат, т.к. его накопление может вывести оборудование из строя.
Что касается первого технического обслуживания, то оно включает в себя все работы ежедневного обслуживания вкупе со смазочно-очистительными процедурами. Кроме того, в этом случае помимо внешнего осмотра состояния аппаратуры осуществляется проверка работы защитных клапанов газового баллона. Потребуется смазать резьбу штоков наполнительного, расходного и магистрального вентилей. Необходимо так же очистить фильтрующие элементы магистрального фильтра и проверить герметичность всей газовой системы сжатым воздухом или инертным газом, надежность пуска, устойчивость работы двигателя при различной частоте вращения коленчатого вала. В некоторых случаях осуществляется регулировка содержания СО в тех газа, которые уже отработали.
В дополнение к ежедневному и первому техническому обслуживанию используется второе техническое обслуживание, включающее в себя операции контроля, диагностики и регулировки. Кроме того, на специальном стенде осуществляется проверка герметичности редуктора, клапанов и разгрузочного устройства и регулировка давления газа на первой и второй ступенях, хода штоков. Так же при необходимости проводят регулировку угла опережения зажигания при работе на газу. Помимо этого проверяется все крепления, и работа датчиков.
Один раз в год требуется проводить проверку газовой аппаратуры, магистрального вентиля и арматурогазового баллона. После осуществления демонтажа узлы аппаратуры проверяют, промывают и при необходимости заменяют на новые. Перед тем, как осуществить ревизию газового оборудования, необходимо полностью освободить баллон от газа. Такие работы рекомендуется проводить перед наступлением зимнего периода.
Кроме того, существует и специальное техническое обслуживание, которое заключается в освидетельствовании газового баллона. Эту процедуру проводят на испытательных пунктах, которые имеют специальные разрешения на проведение данного вида работ. После этого газовый баллон окрашивают и на него ставят табличку с указанием даты проведения испытательных работ и даты последующей проверки.
Раз в 15 000 км необходимо менять фильтры, проверять герметичность системы и регулировать ее настройки. Раз в 30000 км, нужно чистить газовые форсунки, а раз в 60000 км следует разбирать газовый редуктор для проверки состояния мембраны и в случае необходимости заменить ее.
Любителям активной езды нужно помнить, что «крутить» двигатель, работающий на газу, выше 5000 об/мин крайне нежелательно, чтобы не допустить перегрева деталей силового агрегата. Впрочем, некоторые производители для таких случаев наделяют свое оборудование алгоритмом работы, при котором, в случае раскручивания мотора до оборотов выше 4000, происходит автоматическое переключение на бензин.
Самое главное условие для безопасной эксплуатации ГБО — отсутствие запаха газа. Если все соединения герметичны, его не будет. А вот если запах появился, это серьезный сигнал к тому, что использование системы нужно прекратить и не возобновлять до тех пор, пока ее не проверит специалист. Безопасность намного дороже сэкономленных денег.