Многие автомобилисты задаются вопросом, что же все таки установить в свой автомобиль: метановое ообрудование или пропановое. Для выяснения что подойдет для Вас, нужно разобраться в плюсах и минусах того и другого.

Установка ГБО. Что выбрать: пропан или метан?

Сравнение видов газа

Не смотря на то какое оборудование вы выберете, вам в любом случае нужно будет заправляться бензином! Бензин необходим для холодного времени года, газ подключается только при температуре не ниже 40 градусов.

Между газами существует очень большая разница:

Метан — экологически чистый природный газ, добывается из недр земли. Транспортные средства оснащенные метановым оборудованием обозначаются CNG.

Плюсы
  1. Сжатый газ — более безопасный, в случае утечки, растворяется в воздухе;
  2. Стоимость метана дешевле;
  3. Расход метана меньше чем пропана;
  4. Возможность установить оборудование на автомобиль с дизельным двигателем;
  5. Баллоны более прочные.

Пропан Бутан — смесь двух газов, добываемые на нефтянных месторождениях. Автомобили и другие транспортные средства маркируются LPG.

Плюсы
  1. Динамика лучше на пропане;
  2. Более дешевое оборудование;
  3. Более компактные и лёгкие баллоны для газа;
  4. Гораздо более развитая сеть АЗС.

Расход топлива при смешанном цикле на 100 км

  Lada Vesta UAZ Patriot
Бензин 6,9 л 13,4 л
Пропан-Бутан 7,8 л 15,1 л
Метан 6,2 м3 12,2 м3

Окупаемость

Прежде всего следует отметить, что метановых заправок в России гораздо меньше, чем пропановых. Средний расход метана в кубометрах на 5-10% меньше, чем расход бензина в литрах. Так, если машина, в среднем, расходует 11 л бензина на 100 км, то затраты метана получатся 10-11 кубометров на 100 км. 

баллон 100 литров под метан

При этом баллон объёмом 100 л вмещает 22-23 кубических метров сжатого метана. Следовательно, запас хода составит лишь 200-230 километров. И здесь речь о 100-литровом баллоне, а это большой размер. Учитывая небольшое количество метановых заправок, запас хода на метане представляет собой серьёзную проблему.

Стоимость метана сегодня: 19.50 рублей/куб;
по сравнению с бензином экономия в 3 раза;
по сравнению с пропан-бутаном в 2 раза.

Установка метанового оборудования обойдется примерно в 60-70 тысяч рублей. С учетом затрат на газ при пробегах 20000 в год, оборудование окупится в течение 7-8 месяцев.

Установка пропанового оборудования стоит значительно дешевле, стоимость установки составляет 30000 рублей, но в связи с тем что пропан-бутан стоит дороже и расход данного газа выше чем бензина и метана, оборудование также окупится в течение 7-8 месяцев.

Состав газового оборудования 4 поколения

состав газового оборудования

1 — фильтр паровой фазы;
2 — датчик абсолютного давления;
3 — электронный блок управления;
4 — жгут проводов системы управления;
5 — переключатель режимов «газ/бензин»;
6 — мультиклапан;
7 — тороидальный баллон;
8 — заправочный клапан;
9 — редуктор;
10 — газовые форсунки.

Мифы про ГАЗ и газовое оборудование

Сколько влезет в 60-литровый баллон газа?

В такой баллон влезет примерно 50 литров газа, так как в баллоне установлен мультиклапан, препятствующий наполнению больше чем на 85%. Это сделано специально для безопасности — чтобы балон не разорвало изнутри из-за температурных изменений.

Газ вредит двигателю, уменьшая его ресурс

Газ чуть лучше бензина относится к поршневой группе мотора и чуть агрессивнее к выпускным клапанам. Горит газ медленнее, догорание происходит при открытых клапанах, которые больше нагреваются.

Но также стоит отметить, что газ чище бензина, так как в нем не содержится сера, которая является основным катализатором образования нагара.

Перевести на газ можно любой автомобиль

Установить ГБО можно на любой автомобиль, но в некоторых случаях стоит задуматься о целесообразности: например нет смысла устанавливать дорогостоящее оборудование на малолитражные автомобили, так как расход у таких автомобилей маленький и места для установки баллона как правило нет. 

Также не стоит устанавливать ГБО и на новые автомобили, так как можно лишиться гарантии на авто.

Дизельные автомобили также лучше не трогать. Для самовоспламенения газовой смеси требуется запальная доза дизтоплива — такие системы сложны и дороги. Не стоит переходить на газ, если часто используете весь полезный объём салона и багажника — оборудование съест много места, а также сократит возможности трансформации салона.

Техническое обслуживание ГБО

Можно выделить ежедневное обслуживание, а так же первое и второе техническое обслуживание, которое необходимо проводить на специализированных станциях.

Техническое обслуживание ГБО

Ежедневное техническое обслуживание включает в себя внешний осмотр оборудования с целью определения его состояния, надежности креплений деталей и узлов аппаратуры, а так же герметичности соединений всей системы. Кроме того, необходимо осуществить проверку работы двигателя на газу, на холостом хода, а так де при разной частоте вращения коленчатого вала. Все эти процедуры нужно совершать до выезда из гаража. После поездки вновь проверить герметичность газовой аппаратуры, очистить ее от пыли и грязи. Помимо этого понадобится слить образовавшийся конденсат, т.к. его накопление может вывести оборудование из строя.

Первое ТО ГБО

Что касается первого технического обслуживания, то оно включает в себя все работы ежедневного обслуживания вкупе со смазочно-очистительными процедурами. Кроме того, в этом случае помимо внешнего осмотра состояния аппаратуры осуществляется проверка работы защитных клапанов газового баллона. Потребуется смазать резьбу штоков наполнительного, расходного и магистрального вентилей. Необходимо так же очистить фильтрующие элементы магистрального фильтра и проверить герметичность всей газовой системы сжатым воздухом или инертным газом, надежность пуска, устойчивость работы двигателя при различной частоте вращения коленчатого вала. В некоторых случаях осуществляется регулировка содержания СО в тех газа, которые уже отработали.

В дополнение к ежедневному и первому техническому обслуживанию используется второе техническое обслуживание, включающее в себя операции контроля, диагностики и регулировки. Кроме того, на специальном стенде осуществляется проверка герметичности редуктора, клапанов и разгрузочного устройства и регулировка давления газа на первой и второй ступенях, хода штоков. Так же при необходимости проводят регулировку угла опережения зажигания при работе на газу. Помимо этого проверяется все крепления, и работа датчиков.

Один раз в год требуется проводить проверку газовой аппаратуры, магистрального вентиля и арматурогазового баллона. После осуществления демонтажа узлы аппаратуры проверяют, промывают и при необходимости заменяют на новые. Перед тем, как осуществить ревизию газового оборудования, необходимо полностью освободить баллон от газа. Такие работы рекомендуется проводить перед наступлением зимнего периода.

замена фильтров ГБО

Кроме того, существует и специальное техническое обслуживание, которое заключается в освидетельствовании газового баллона. Эту процедуру проводят на испытательных пунктах, которые имеют специальные разрешения на проведение данного вида работ. После этого газовый баллон окрашивают и на него ставят табличку с указанием даты проведения испытательных работ и даты последующей проверки.

Раз в 15 000 км необходимо менять фильтры, проверять герметичность системы и регулировать ее настройки. Раз в 30000 км, нужно чистить газовые форсунки, а раз в 60000 км следует разбирать газовый редуктор для проверки состояния мембраны и в случае необходимости заменить ее.

Любителям активной езды нужно помнить, что «крутить» двигатель, работающий на газу, выше 5000 об/мин крайне нежелательно, чтобы не допустить перегрева деталей силового агрегата. Впрочем, некоторые производители для таких случаев наделяют свое оборудование алгоритмом работы, при котором, в случае раскручивания мотора до оборотов выше 4000, происходит автоматическое переключение на бензин.

Самое главное условие для безопасной эксплуатации ГБО — отсутствие запаха газа. Если все соединения герметичны, его не будет. А вот если запах появился, это серьезный сигнал к тому, что использование системы нужно прекратить и не возобновлять до тех пор, пока ее не проверит специалист. Безопасность намного дороже сэкономленных денег.